«Шестиклассники при дворе короля Артура»
Проект интегрированного изучения истории, литературы, ИЗО, и МХК

 

 

Учителю литературы


Программа по литературе под редакцией члена-корр. РАО, проф. В.Г.Маранцмана предлагает наряду с изучением русского героического эпоса (былина «Илья Муромец и Соловей-Разбойник») познакомить шестиклассников с героическим эпосом (Ш.Руставели «Витязь в тигровой шкуре»). Участие ребят в проекте «Шестиклассники при дворе короля Артура» позволяет расширить круг произведений средневековой литературы, получить объемное представление о жанрах, темах и художественных особенностях этих произведений, узнать о кодексе рыцарской чести и примерить на себя его высокие требования.

Все участники проекта (весь класс) получают предварительное задание прочитать четыре произведения средневековой литературы: «Песнь о Роланде», Ш.Руставели «Витязь в тигровой шкуре», Ж. Бедье «Тристан и Изольда», Низами «Лейли и Меджнун». Впоследствии по желанию ребят, которым понравилось в большей степени то или иное произведение, все делятся на четыре творческие и исследовательские группы. Каждая команда должна представить выбранное произведение. Готовясь к презентации, шестиклассники выполняют следующие задания, общие для каждой группы:

  1. Слово об авторе.
  2. Что известно про историю создания, перевода, изучения произведения.
  3. Составить словарь эпохи, выделить слова, подчеркивающие национальное своеобразие произведения.
  4. Составить и представить литературно-художественную композицию из фрагментов произведения, которые особенно понравились. Подобрать музыку, которая могла бы сопровождать произведения.
  5. Представление главного героя. Обладает ли главный герой чертами характера идеального рыцаря, во имя чего совершает подвиг (самоутверждение, защита общих интересов, или что-то другое – ваше предложение)? Определите свое отношение к герою.
  6. Составить викторину (кроссворд) по прочитанному произведению.

 

Помимо общих заданий шестиклассникам могут быть предложены темы исследовательских работ , учитывающих особенности конкретного произведения. Например, для команды «Витязь в тигровой шкуре» это следующие задания:

1.Почему «Витязя в тигровой шкуре» хранили в грузинских домах рядом со Святым писанием? Почему поэму считали самым ценным приданым для невесты?

2. Кто из витязей вам ближе? Почему?

3. Что, на ваш взгляд, ценит Руставели превыше всего: дружбу или любовь?

4. В каких странах происходит действие поэмы, что вы можете о них рассказах?

5. К. Бальмонт, один из первых переводчиков «Витязя» на русский язык, назвал эту поэму «радугой любви», «огневым мостом, связующим небо и землю». Согласны ли вы с мнением поэта? Попробуйте объяснить его метафоры.

 

 

 

(с) Гимназия №92, город Санкт-Петербург 1995 - 2006
Главная страница | О проекте | Об авторах |

 

Hosted by uCoz