«Шестиклассники при дворе короля Артура»
Проект интегрированного изучения истории, литературы, ИЗО, и МХК

Тексты Иллюстрации Задания История костюма Работы учащихся Ссылки

СЛЕДЫ РЫЦАРЕЙ


Текст АННА КАРАБАШ, ЕКАТЕРИНА БЛИНОВА

Ботфорты - хит сезона. Самый модный воротник - острый, готический. Самая правильная дубленка или жакет - из кожи с металлизированным покрытием, словно это рыцарские доспехи. Самые красивые из вечерних платьев похожи на парадные платья дам при бургундском дворе XV века. Коктейльные платья имени Пако Рабанна - с декором из металлических дисков - напоминают о трудной мессианской судьбе Жанны д`Арк. Словно прилежные школьники, модные дизайнеры перечитывали средневековые трактаты и рыцарские хроники, готовя коллекции этой зимы.


Гравюра Альбрехта Дюрера
"Прогулка". 1496-1498 гг.

Давно пора было догадаться копнуть Средневековье. Все признаки, что люди это любят, налицо. Бешеные тиражи романов-фэнтези на средневековой основе. Огромные кассовые сборы "Властелина колец". Еще недавно полчища толкиенистов резвились на природе: Эле Ниэнна, Орэллины, Тариэли - в миру Саши, Джоны и Хавьеры - заботились о том, где бы достать одеяния в стиле Ланселота и короля Артура. Теперь активничает новая поросль любителей Средневековья. Еще летом на улицах Москвы, к примеру, были замечены панковского вида юные граждане в черном. Они называют себя готами: "Панки - они все отрицают, в нашей философии все гораздо глубже", - это самое внятное из того, что они способны сказать. А дальше последует изложение смутно-мистической теории о переустройстве мира. А вы их не слушайте, и так понятно: юные люди ищут для себя очень мощных по силе иллюзий; это напыщенно звучит, но им хочется ощущать смысл жизни, что сейчас трудно.

Готам хочется страшной сказки.

Модным домам нет особого дела до сумрачных апокалиптических настроений - дизайнерам нужно продать сезонные коллекции. Так что в моде невероятно красивая сказка про средневековых рыцарей и их прекрасных дам нарисовалась вообще не страшная.

Почему модные дизайнеры попали в точку, попав в Средневековье? Потому что про него доподлинно никто ничего не знает. Неточность хроник Средних веков вызывает ощущение многозначности и сказки - и это большой плюс для бизнеса роскоши.

молчание хроник

1. Alexander McQueen 2. Paco Rabanne

3. Alexander McQueen 4. Balenciaga

5. Louis Vuitton 6. Emma Cook

У Средневековья недобрая репутация - историки классической школы называют эту эпоху "временем, когда в истории выключили свет". Якобы тогда все было темное - улицы, дома, люди, одежда. Германские племена и гунны, хозяйничая в Западной Европе, не заботились о сохранении культурных и прочих ценностей. Зачем учится писать, когда на государственных документах вместо подписи можно поставить крестик или галочку, как в избирательном бюллетене? Церковь запрещала книги древних авторов и изучение наук, в частности математики, приписывая последней волшебные свойства. Но все эти сведения весьма туманного и ненаучного свойства: историки и культурологи обнаружили в крайне скудных хрониках того времени абсолютную хронологическую кашу.

Сомнительный факт для хронологов: по одним сведениям, монахи истово уничтожают книги и статуи, а по другим - в поте лица своего тайком восстанавливают статуи и тщательно копируют книги. То есть днем ломают, ночью строят? Скорее некий нонсенс и несовпадения в показаниях хроник, чем зловредные манипуляции церковников с массовым сознанием.

В связи с недавней очередной киноверсией истории Жанны д`Арк в исполнении Люка Бессона вновь вспыли разговоры о невероятном количестве самых противоречивых версий судьбы Орлеанской девственницы. Была ли она девственницей? Так ли ее звали? И вообще, была ли такая Жанна, или это все сказочки?

Еще, к примеру, известная история с бронзовой статуей Марка Аврелия. По одним документам выходит, что она была отлита и поставлена по приказу папы Климента III в конце XI века. Другие сомневаются: как могла быть выполнена подобная работа при таком низком уровне искусства, как в то время? Но ведь нет никаких свидетельств о том, где она стояла в Риме и что за скульптор ее создал. Обнаружили ее как раз в Cредние века.

А как же исторические документы? С ними проблема: блистательная античная латынь деградировала в начале Cредних веков до грубого неуклюжего языка. На выделку одного листа пергамента уходило не менее месяца, и потому стоил он диких денег. В Средние века изобрели тряпичную бумагу, однако и она стоила недешево, и летописцы из-за дороговизны писчего материала попросту экономили на гласных - признанный факт. Остальное - проблема переводчиков: им приходится практически угадывать средневековые тексты. А ученым - домысливать средневековую хронологию.

подростковый период человечества

Так что все касаемое Средневековья - это из жанра "вроде бы". Вроде бы все было мрачно, однако известный культуролог Хейзинга в книге "Осень Средневековья" доказывает другое: когда мир был на пять веков моложе, чувства людей были ярче и экстремальнее. Люди искренне плакали по нескольку раз на дню, а также по нескольку раз на дню заходились в просветлении и счастливом экстазе. Чувства и переживания были обставлены системой ритуалов и мистерий - но ритуалы были отнюдь не формальные, а живые и вовсе не лишали эти чувства остроты.

Это была свежесть каждой секунды жизни - свойственная подросткам. Еще один культуролог, Шпенглер, придумал метафору: сравнивая цикл развития цивилизации с жизнью человека, он говорил: Средневековье это подростковый период человечества.

Конечно, не все модные дизайнеры проштудировали Хейзингу и Шпенглера, прежде чем удариться в Средневековье, однако интуитивно они понимали, что направляются куда надо. Ведь мода взяла курс в сторону юности уже с десяток лет назад, и теперь никому не странно, что сорокалетняя женщина выглядит на 30, а одевается, как двадцатилетняя девушка.

знаки Средневековья

1. Gianfranco Ferre 2. Balenciaga

3. Emma Cook 4. Fendi

5. Alexander McQueen 6. Louis Vuitton

Моду в Средневековье задавал богатейший в Европе бургундский двор XV века, причем цвет и фасон одежды имели массу глубоких смыслов - начиная от иерархических и кончая мистическими. Парадный пурпурный цвет могла носить только королева. Прочие дамы в торжественных случаях одевались в зеленый и фиолетовый. Автор, вошедший в историю как Герольд Сицилийский, в трактате Blason des couleurs сообщает, что коричневый - самый уродливый из цветов, желтый - цвет пажей и слуг, к тому же цвет вражды. Синее "носят в деревне, а также англичане". Но Хейзинга объясняет мотивы этого уклончивого высказывания - синего в Cредневековье боялись, он имел самое сильное символическое наполнение.

С черным цветом прежде всего ассоциируется средневековый готический стиль, к черным бархатным костюмам пристрастил свой двор Филипп Добрый: но у него все время были какие-то проблемы с трауром - только срок одного траура заканчивается, как еще кто-то помирает. А Герольд Сицилийский на тему черного высказался вполне в современном духе: "Черный цвет по нынешним временам излюбленный цвет одежды, ибо этот цвет самый простой. Но все им злоупотребляют".

С бургундскими модами активно боролось духовенство. Один средневековый летописец времен Столетней войны, объясняя военные неудачи Франции, писал: "Бог послал эту напасть на нас за грехи наши потому, что тщеславие Франции велико. Люди похожи скорее на шутов, чем на честных людей, а потому и неудивительно, что за подобные безрассудства, превысившие всякую меру, Бог наказал нас бичом своим - королем Англии".

Нынешним дизайнерам счастье: они создают роскошные наряды безнаказанно, по крайней мере в военных неудачах и политических кризисах их вроде бы не обвиняют. Тем более что то, что пять веков назад казалось ненавистной церковникам клоунадой, теперь - образец изысканного стиля. Помимо абстрактных вариаций на готические темы (как у Ann Demeulemeester и Helmut Lang), следы средневекового костюма обнаружены у Gianfranco Ferre, Louis Vuitton, Alexander McQueen, Balenciaga, Fendi.

Вот чему дизайнеры снова вернули жизнь в XXI веке:

Сюрко - женское платье с укороченной талией, узким лифом и рукавами; манжеты заканчиваются раструбами, что зрительно удлинняет руку. Лиф украшался чеканными пластинками и драгоценными камнями. Расширенная книзу, ниспадающая складками парчовая юбка переходит в шлейф. Самый длинный шлейф имела право носить королева, покороче - герцогини и принцессы. Церковь со шлейфами боролась - дамам, которые их носили, отказывалось в отпущении грехов.

Пулены - обувь с длинными, загнутыми вверх носками. В Бургундии принцам крови полагалось носить обувь с носами в две с половиной ступни, рыцарям - в полторы, горожанам - в одну ступню. Чтобы длинные носы не мешали ходить, их пристегивали цепочками к браслету у колена.

Ботфорты - непременная часть гардероба рыцаря в конном походе. Ботфорты делали из кожи и покрывали щитками из дамасской стали.

Жиго - фасон рукавов типа "буф", впервые появился у мужского жакета эпохи бургундских мод. Пышные у плеча за счет "мяуатр" - жестких валиков на проймах, рукава сильно сужались книзу.

Голлер - короткий воротник с высокими отворотами из германского костюма XVI века. Также дизайнеры явно увлекаются воротником Muehlsteinkragen, что в переводе означает "воротник - мельничный жернов". Это широкий белый воротник, плотно прилегающий к шее, который придумали при испанском дворе XVI века и стали носить по всей Европе. Со временем он превратился в самостоятельную часть одежды и вырос до таких размеров, что стал мишенью карикатуристов, отчего и был прозван "мельничным жерновом".

как это носят

Сейчас даже смешно представить, как мгновенно упала бы в обморок придворная бургундская дама, случайно попав на какую-нибудь вечеринку XXI века и увидев даму примерно ее положения в обществе - в жакете, напоминающем рыцарские латы, и при браслете с геральдической символикой.

Что нам теперь та дама с ее понятиями... А вот если употреблять сложные по крою вещи в средневековом стиле без чувства меры, можно превратиться в гибрид Жанны д`Арк, короля Артура и бургундской фрейлины. Правило тут такое: одна стилизованная под средневековье вещь - в одни руки. Платье а-ля кольчуга Орлеанской девственницы - с узкими строгими брюками и шпилькой. Жакет с рукавами жиго - с полупрозрачным коротким платьем. Юбка-карандаш - с ботфортами до середины бедра. Со всякими же мини-юбками или, чего доброго, мини-шортами, ботфорты смотрятся не средневековым вовсе образом. Они оказывают магическое действие на мужчин, в том числе в форме, - милиция на улице начнет у вас непрерывно проверять документы.

А это уже совсем другая сказка.

Статья из журнала "Домовой" 1 январь 2004 "В моде Жанны Д'Арк"

 

 

Вернуться на страницу материалов
(с) Гимназия №92, город Санкт-Петербург 1995 - 2006
Главная страница | О проекте | Об авторах |

 

Hosted by uCoz