«Шестиклассники при дворе короля Артура»
Проект интегрированного изучения истории, литературы, ИЗО, и МХК

 

 

Учителю ИЗО


В действующей государственной программе по изобразительному искусству
(Б.Н. Неменский. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. М."Прсвещение" 2005) предполагается в 5- 6 классах изучать следующие темы.
5 класс.Декоративно-прикладное искусство в жизни человека (древние образы в русском искусстве, значение украшений , гербов и эмблем, декор - человек, общество, время ).
6 класс. Средства выразительности в изобразительном искусстве. Мир наших вещей. Образ человека. Человек и пространство .
В предлагаемом проекте в вышеназванное вносятся некоторые перестановки и изменения, элементы авторского планирования при соблюдении основных целей и задач предмета, указанных в гос. программе и в связи с концепцией гимназии № 92 "Качество образования".
В чем суть перестановок и изменений?
Они позволяют осуществлять межпредметную связь и моменты интеграции заданий с предметами: история, литература, мировая художественная культура. Изучение общих тем на нескольких предметах одновременно погружает детей в атмосферу изучаемого и получается эффект проживания изучаемого. Таким образом соблюдается принцип "проживание как форма обучения…" ((Неменский 2005, с. 7).
Какой именно главной цели это служит?
Это служит приоритетной цели художественного образования в школе
(Неменский 2005, с. 3) , которой " является духовно-нравственное развитие ребёнка, т. е. Формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. "
В сущности этой же цели служит весь предлагаемый проект, а именно пониманию того , что в мире существуют люди разных культур , что это - нормально, и взаимная доброжелательность (толерантность) позволяет быть интересными друг другу, и - это тоже нормально. Важнее всего понять то, что при очень больших различиях между собой многие разные культуры имеют одни и те же главные ценности: любовь к своим родным, ценность дружбы, любовь к людям, ценность жизни, любовь к Родине, чувство долга, ценность доверия, , чувство собственного достоинства.

Обучение предмету включает задачу "дать …ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью…осознавать искусство как духовную летопись человечества" (с. 4).
В связи с этим особенно удобно изменённое планирование для понимания детьми следующего вопроса: (с.75) "Изменчивость языка искусств ..часть общего развития человеческой культуры. …Правила изображения …рождались как средство выражения …системы ценностей, как выражение духовной жизни общества. "

В первое полугодие 5 класса переносится работа со средствами выразительности (цвет, линия, пятно… в композиции). Тогда в течение второго полугодия 5 класса и первого полугодия 6 класса на примерах искусства русского прикладного, древнеегипетского и античного, древнерусского и древнегерманского, раннехристианского, готического и мусульманского прослеживается связь образа мыслей разных народов в разное время
с их искусством. В короткой цепочке объяснений прослеживается простой связь:
художник рисует то, что окружающие считают самым ценным и важным. Например, если в Древнем Египте главным почитали вечную жизнь души на счастливых небесных полях, то вряд ли разумно было бы пытаться нарисовать это с натуры. Потому их художники и не стремятся добиться фотографической иллюзорности, а их изображения кажутся несколько странными …с точки зрения реализма. Напротив, если в расцвете античности ценностью становится гармония земной жизни, то древние греки хотят передать максимально её реальность, для чего они почти мгновенно изобретают светотень, ракурс и перспективу.
Такого же типа объяснения применимы к любому искусству любого народа, что и предлагается изучать на уроках или соревнованиях рыцарского турнира в виде ответов на цепочку вопросов или в виде игры-анкеты. Фрагмент последней прилагается..

Кроме названных общих вопросов изучаются частные, но важные. Такой, например, как
вопрос о внешне узнаваемых различиях разных стилей. Причём прослеживается стилевое единство одновременно в изображениях, костюме и архитектуре. Прилагается разработка по готическому стилю и его параллелях с мусульманским искусством. .
В рамках проекта ученик ищет доступный изобразительный материал по одному признаку стиля. Затем его соединяют в игровую библиотеку (прилагается).

 

 

(с) Гимназия №92, город Санкт-Петербург 1995 - 2006
Главная страница | О проекте | Об авторах |

 

Hosted by uCoz