|
Учителю ИЗО
В действующей государственной программе по изобразительному искусству
(Б.Н. Неменский. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9
классы. М."Прсвещение" 2005) предполагается в 5- 6 классах изучать
следующие темы.
5 класс.Декоративно-прикладное искусство в жизни человека (древние образы
в русском искусстве, значение украшений , гербов и эмблем, декор - человек,
общество, время ).
6 класс. Средства выразительности в изобразительном искусстве. Мир наших
вещей. Образ человека. Человек и пространство .
В предлагаемом проекте в вышеназванное вносятся некоторые перестановки
и изменения, элементы авторского планирования при соблюдении основных
целей и задач предмета, указанных в гос. программе и в связи с концепцией
гимназии № 92 "Качество образования".
В чем суть перестановок и изменений?
Они позволяют осуществлять межпредметную связь и моменты интеграции заданий
с предметами: история, литература, мировая художественная культура. Изучение
общих тем на нескольких предметах одновременно погружает детей в атмосферу
изучаемого и получается эффект проживания изучаемого. Таким образом соблюдается
принцип "проживание как форма обучения…" ((Неменский 2005, с.
7).
Какой именно главной цели это служит?
Это служит приоритетной цели художественного образования в школе
(Неменский 2005, с. 3) , которой " является духовно-нравственное
развитие ребёнка, т. е. Формирование у него качеств, отвечающих представлениям
об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии
мира. "
В сущности этой же цели служит весь предлагаемый проект, а именно пониманию
того , что в мире существуют люди разных культур , что это - нормально,
и взаимная доброжелательность (толерантность) позволяет быть интересными
друг другу, и - это тоже нормально. Важнее всего понять то, что при очень
больших различиях между собой многие разные культуры имеют одни и те же
главные ценности: любовь к своим родным, ценность дружбы, любовь к людям,
ценность жизни, любовь к Родине, чувство долга, ценность доверия, , чувство
собственного достоинства.
Обучение предмету включает задачу "дать …ясные представления о системе
взаимодействия искусства с жизнью…осознавать искусство как духовную летопись
человечества" (с. 4).
В связи с этим особенно удобно изменённое планирование для понимания детьми
следующего вопроса: (с.75) "Изменчивость языка искусств ..часть общего
развития человеческой культуры. …Правила изображения …рождались как средство
выражения …системы ценностей, как выражение духовной жизни общества. "
В первое полугодие 5 класса переносится работа со средствами выразительности
(цвет, линия, пятно… в композиции). Тогда в течение второго полугодия
5 класса и первого полугодия 6 класса на примерах искусства русского прикладного,
древнеегипетского и античного, древнерусского и древнегерманского, раннехристианского,
готического и мусульманского прослеживается связь образа мыслей разных
народов в разное время
с их искусством. В короткой цепочке объяснений прослеживается простой
связь:
художник рисует то, что окружающие считают самым ценным и важным. Например,
если в Древнем Египте главным почитали вечную жизнь души на счастливых
небесных полях, то вряд ли разумно было бы пытаться нарисовать это с натуры.
Потому их художники и не стремятся добиться фотографической иллюзорности,
а их изображения кажутся несколько странными …с точки зрения реализма.
Напротив, если в расцвете античности ценностью становится гармония земной
жизни, то древние греки хотят передать максимально её реальность, для
чего они почти мгновенно изобретают светотень, ракурс и перспективу.
Такого же типа объяснения применимы к любому искусству любого народа,
что и предлагается изучать на уроках или соревнованиях рыцарского турнира
в виде ответов на цепочку вопросов или в виде игры-анкеты. Фрагмент последней
прилагается..
Кроме названных общих вопросов изучаются частные, но важные. Такой, например,
как
вопрос о внешне узнаваемых различиях разных стилей. Причём прослеживается
стилевое единство одновременно в изображениях, костюме и архитектуре.
Прилагается разработка по готическому стилю и его параллелях с мусульманским
искусством. .
В рамках проекта ученик ищет доступный изобразительный материал по одному
признаку стиля. Затем его соединяют в игровую библиотеку (прилагается).
|