|
Гравюра Альбрехта Дюрера "Прогулка".
1496-1498 гг. |
Давно пора было догадаться копнуть Средневековье.
Все признаки, что люди это любят, налицо. Бешеные тиражи
романов-фэнтези на средневековой основе. Огромные кассовые
сборы "Властелина колец". Еще недавно полчища толкиенистов
резвились на природе: Эле Ниэнна, Орэллины, Тариэли - в
миру Саши, Джоны и Хавьеры - заботились о том, где бы достать
одеяния в стиле Ланселота и короля Артура. Теперь активничает
новая поросль любителей Средневековья. Еще летом на улицах
Москвы, к примеру, были замечены панковского вида юные
граждане в черном. Они называют себя готами: "Панки - они
все отрицают, в нашей философии все гораздо глубже", -
это самое внятное из того, что они способны сказать. А
дальше последует изложение смутно-мистической теории о
переустройстве мира. А вы их не слушайте, и так понятно:
юные люди ищут для себя очень мощных по силе иллюзий; это
напыщенно звучит, но им хочется ощущать смысл жизни, что
сейчас трудно.
Готам хочется страшной сказки.
Модным домам нет особого дела до сумрачных
апокалиптических настроений - дизайнерам нужно продать
сезонные коллекции. Так что в моде невероятно красивая
сказка про средневековых рыцарей и их прекрасных дам нарисовалась
вообще не страшная.
Почему модные дизайнеры попали в точку,
попав в Средневековье? Потому что про него доподлинно никто
ничего не знает. Неточность хроник Средних веков вызывает
ощущение многозначности и сказки - и это большой плюс для
бизнеса роскоши.
молчание хроник
|
1. Alexander McQueen 2. Paco Rabanne
3. Alexander McQueen 4. Balenciaga
5. Louis Vuitton
6. Emma Cook |
У Средневековья недобрая репутация - историки
классической школы называют эту эпоху "временем, когда
в истории выключили свет". Якобы тогда все было темное
- улицы, дома, люди, одежда. Германские племена и гунны,
хозяйничая в Западной Европе, не заботились о сохранении
культурных и прочих ценностей. Зачем учится писать, когда
на государственных документах вместо подписи можно поставить
крестик или галочку, как в избирательном бюллетене? Церковь
запрещала книги древних авторов и изучение наук, в частности
математики, приписывая последней волшебные свойства. Но
все эти сведения весьма туманного и ненаучного свойства:
историки и культурологи обнаружили в крайне скудных хрониках
того времени абсолютную хронологическую кашу.
Сомнительный факт для хронологов: по одним
сведениям, монахи истово уничтожают книги и статуи, а по
другим - в поте лица своего тайком восстанавливают статуи
и тщательно копируют книги. То есть днем ломают, ночью
строят? Скорее некий нонсенс и несовпадения в показаниях
хроник, чем зловредные манипуляции церковников с массовым
сознанием.
В связи с недавней очередной киноверсией
истории Жанны д`Арк в исполнении Люка Бессона вновь вспыли
разговоры о невероятном количестве самых противоречивых
версий судьбы Орлеанской девственницы. Была ли она девственницей?
Так ли ее звали? И вообще, была ли такая Жанна, или это
все сказочки?
Еще, к примеру, известная история с бронзовой
статуей Марка Аврелия. По одним документам выходит, что
она была отлита и поставлена по приказу папы Климента III
в конце XI века. Другие сомневаются: как могла быть выполнена
подобная работа при таком низком уровне искусства, как
в то время? Но ведь нет никаких свидетельств о том, где
она стояла в Риме и что за скульптор ее создал. Обнаружили
ее как раз в Cредние века.
А как же исторические документы? С ними
проблема: блистательная античная латынь деградировала в
начале Cредних веков до грубого неуклюжего языка. На выделку
одного листа пергамента уходило не менее месяца, и потому
стоил он диких денег. В Средние века изобрели тряпичную
бумагу, однако и она стоила недешево, и летописцы из-за
дороговизны писчего материала попросту экономили на гласных
- признанный факт. Остальное - проблема переводчиков: им
приходится практически угадывать средневековые тексты.
А ученым - домысливать средневековую хронологию.
подростковый период человечества
Так что все касаемое Средневековья - это
из жанра "вроде бы". Вроде бы все было мрачно, однако известный
культуролог Хейзинга в книге "Осень Средневековья" доказывает
другое: когда мир был на пять веков моложе, чувства людей
были ярче и экстремальнее. Люди искренне плакали по нескольку
раз на дню, а также по нескольку раз на дню заходились
в просветлении и счастливом экстазе. Чувства и переживания
были обставлены системой ритуалов и мистерий - но ритуалы
были отнюдь не формальные, а живые и вовсе не лишали эти
чувства остроты.
Это была свежесть каждой секунды жизни
- свойственная подросткам. Еще один культуролог, Шпенглер,
придумал метафору: сравнивая цикл развития цивилизации
с жизнью человека, он говорил: Средневековье это подростковый
период человечества.
Конечно, не все модные дизайнеры проштудировали
Хейзингу и Шпенглера, прежде чем удариться в Средневековье,
однако интуитивно они понимали, что направляются куда надо.
Ведь мода взяла курс в сторону юности уже с десяток лет
назад, и теперь никому не странно, что сорокалетняя женщина
выглядит на 30, а одевается, как двадцатилетняя девушка.
знаки Средневековья
|
1. Gianfranco Ferre 2. Balenciaga
3. Emma Cook 4. Fendi
5. Alexander McQueen 6. Louis
Vuitton |
Моду в Средневековье задавал богатейший
в Европе бургундский двор XV века, причем цвет и фасон
одежды имели массу глубоких смыслов - начиная от иерархических
и кончая мистическими. Парадный пурпурный цвет могла носить
только королева. Прочие дамы в торжественных случаях одевались
в зеленый и фиолетовый. Автор, вошедший в историю как Герольд
Сицилийский, в трактате Blason des couleurs сообщает, что
коричневый - самый уродливый из цветов, желтый - цвет пажей
и слуг, к тому же цвет вражды. Синее "носят в деревне,
а также англичане". Но Хейзинга объясняет мотивы этого
уклончивого высказывания - синего в Cредневековье боялись,
он имел самое сильное символическое наполнение.
С черным цветом прежде всего ассоциируется
средневековый готический стиль, к черным бархатным костюмам
пристрастил свой двор Филипп Добрый: но у него все время
были какие-то проблемы с трауром - только срок одного траура
заканчивается, как еще кто-то помирает. А Герольд Сицилийский
на тему черного высказался вполне в современном духе: "Черный
цвет по нынешним временам излюбленный цвет одежды, ибо
этот цвет самый простой. Но все им злоупотребляют".
С бургундскими модами активно боролось
духовенство. Один средневековый летописец времен Столетней
войны, объясняя военные неудачи Франции, писал: "Бог послал
эту напасть на нас за грехи наши потому, что тщеславие
Франции велико. Люди похожи скорее на шутов, чем на честных
людей, а потому и неудивительно, что за подобные безрассудства,
превысившие всякую меру, Бог наказал нас бичом своим -
королем Англии".
Нынешним дизайнерам счастье: они создают
роскошные наряды безнаказанно, по крайней мере в военных
неудачах и политических кризисах их вроде бы не обвиняют.
Тем более что то, что пять веков назад казалось ненавистной
церковникам клоунадой, теперь - образец изысканного стиля.
Помимо абстрактных вариаций на готические темы (как у Ann
Demeulemeester и Helmut Lang), следы средневекового костюма
обнаружены у Gianfranco Ferre, Louis Vuitton, Alexander
McQueen, Balenciaga, Fendi.
Вот чему дизайнеры снова вернули жизнь
в XXI веке:
Сюрко - женское платье
с укороченной талией, узким лифом и рукавами; манжеты заканчиваются
раструбами, что зрительно удлинняет руку. Лиф украшался
чеканными пластинками и драгоценными камнями. Расширенная
книзу, ниспадающая складками парчовая юбка переходит в
шлейф. Самый длинный шлейф имела право носить королева,
покороче - герцогини и принцессы. Церковь со шлейфами боролась
- дамам, которые их носили, отказывалось в отпущении грехов.
Пулены - обувь с длинными,
загнутыми вверх носками. В Бургундии принцам крови полагалось
носить обувь с носами в две с половиной ступни, рыцарям
- в полторы, горожанам - в одну ступню. Чтобы длинные носы
не мешали ходить, их пристегивали цепочками к браслету
у колена.
Ботфорты - непременная
часть гардероба рыцаря в конном походе. Ботфорты делали
из кожи и покрывали щитками из дамасской стали.
Жиго - фасон рукавов
типа "буф", впервые появился у мужского жакета эпохи бургундских
мод. Пышные у плеча за счет "мяуатр" - жестких валиков
на проймах, рукава сильно сужались книзу.
Голлер - короткий воротник
с высокими отворотами из германского костюма XVI века.
Также дизайнеры явно увлекаются воротником Muehlsteinkragen,
что в переводе означает "воротник - мельничный жернов".
Это широкий белый воротник, плотно прилегающий к шее, который
придумали при испанском дворе XVI века и стали носить по
всей Европе. Со временем он превратился в самостоятельную
часть одежды и вырос до таких размеров, что стал мишенью
карикатуристов, отчего и был прозван "мельничным жерновом".
как это носят
Сейчас даже смешно представить, как мгновенно
упала бы в обморок придворная бургундская дама, случайно
попав на какую-нибудь вечеринку XXI века и увидев даму
примерно ее положения в обществе - в жакете, напоминающем
рыцарские латы, и при браслете с геральдической символикой.
Что нам теперь та дама с ее понятиями...
А вот если употреблять сложные по крою вещи в средневековом
стиле без чувства меры, можно превратиться в гибрид Жанны
д`Арк, короля Артура и бургундской фрейлины. Правило тут
такое: одна стилизованная под средневековье вещь - в одни
руки. Платье а-ля кольчуга Орлеанской девственницы - с
узкими строгими брюками и шпилькой. Жакет с рукавами жиго
- с полупрозрачным коротким платьем. Юбка-карандаш - с
ботфортами до середины бедра. Со всякими же мини-юбками
или, чего доброго, мини-шортами, ботфорты смотрятся не
средневековым вовсе образом. Они оказывают магическое действие
на мужчин, в том числе в форме, - милиция на улице начнет
у вас непрерывно проверять документы.
А это уже совсем другая сказка.
Статья из журнала "Домовой" 1 январь 2004 "В моде Жанны Д'Арк" |